Возрожденная

коллекция

Нейросеть возвращает образы утраченных картин



1 декабря 2023

Музей им. Крамского, пр. Революции, 18

Проект реализован

Воронежским областным художественным музеем

совместно со Сбером и digital-агентством Mosaic.

Проект реализован

Воронежским областным художественным музеем

совместно со Сбером и digital-агентством Mosaic.

Полотна были воссозданы с помощью нейросети Kandinsky по описаниям из инвентарных книг

Полотна были воссозданы с помощью нейросети Kandinsky по описаниям из инвентарных книг

Генерация картины «Италия»
на основе описания из архива музея

«Изображен морской залив, на берегу около отвесной скалы-замок с зубчатой крышей и высокой четырехугольной башней. На переднем плане справа 0 угол каменного здания и около него на берегу три круглых низких деревца и одно высокое. Вдали — горы.»


Богаевский Константин Федорович
Холст, темпера
80×101
Инв. № 16

Генерация картины «Италия»
на основе описания из архива музея

«Изображен морской залив, на берегу около отвесной скалы-замок с зубчатой крышей и высокой четырехугольной башней. На переднем плане справа 0 угол каменного здания и около него на берегу три круглых низких деревца и одно высокое. Вдали — горы.»


Богаевский Константин Федорович
Холст, темпера
80×101
Инв. № 16

1 декабря 2023 года в Воронежском областном художественном музее им. И. Н. Крамского открылась виртуальная выставка «Возрожденная коллекция», на которой было представлено 14 работ известных художников 20−30-х годов XX века, утраченных в годы Великой Отечественной Войны.

Проект реализован Воронежским областным художественным музеем совместно со Сбером и digital-агентством Mosaic, а его уникальность состоит в том, что полотна были воссозданы с помощью нейросетью Kandinsky по описаниям из инвентарных книг.
1 декабря 2023 года в Воронежском областном художественном музее им. И. Н. Крамского открылась виртуальная выставка «Возрожденная коллекция», на которой было представлено 14 работ известных художников 20−30-х годов XX века, утраченных в годы Великой Отечественной Войны.

Проект реализован Воронежским областным художественным музеем совместно со Сбером и digital-агентством Mosaic, а его уникальность состоит в том, что полотна были воссозданы с помощью нейросетью Kandinsky по описаниям из инвентарных книг.
Генерация картины «Корабль у мола»
на основе описания из архива музея

«Картина изображает корабль, видимый сверху, подходящий к молу. Около мола несколько парусных лодок. Преобладающие цвета: зелёный, синий, жёлтый и розовый. Без подписи».

Кандинский Василий Васильевич
Холст, масло
80×71
Инв. № 794

Генерация картины «Корабль у мола»
на основе описания из архива музея

«Картина изображает корабль, видимый сверху, подходящий к молу. Около мола несколько парусных лодок. Преобладающие цвета: зелёный, синий, жёлтый и розовый. Без подписи».

Кандинский Василий Васильевич
Холст, масло
80×71
Инв. № 794

До Великой Отечественной войны Воронежский музей изобразительных искусств обладал значительной коллекцией предметов искусства, в которую входили шедевры кисти Коровина, Малевича, Кандинского, Родченко и других мастеров.

В 1942 году Воронеж оказался в эпицентре боевых действий. Линия фронта прошла по городу. В Омск была эвакуирована коллекция музея, но некоторые произведения искусства остались в оккупированном городе. За время активных боёв Воронеж был практически стерт с лица земли, здание музея было почти полностью разрушено, а сотни были утрачены.

Так как многие произведения искусства не были запечатлены на фотографиях, архивные тексты в инвентарных книгах оказались единственным источником информации об исчезнувших шедеврах. В архивах музея сохранились детальные описания картин, сделанные работниками музея до войны. В них подробно описаны сюжеты, композиции и цветовая гамма утраченных полотен.
До Великой Отечественной войны Воронежский музей изобразительных искусств обладал значительной коллекцией предметов искусства, в которую входили шедевры кисти Коровина, Малевича, Кандинского, Родченко и других мастеров.

В 1942 году Воронеж оказался в эпицентре боевых действий. Линия фронта прошла по городу. В Омск была эвакуирована коллекция музея, но некоторые произведения искусства остались в оккупированном городе. За время активных боёв Воронеж был практически стерт с лица земли, здание музея было почти полностью разрушено, а сотни были утрачены.

Так как многие произведения искусства не были запечатлены на фотографиях, архивные тексты в инвентарных книгах оказались единственным источником информации об исчезнувших шедеврах. В архивах музея сохранились детальные описания картин, сделанные работниками музея до войны. В них подробно описаны сюжеты, композиции и цветовая гамма утраченных полотен.
Генерация картины «Женщина»
на основе описания из архива музея

«Картина изображает женщину в белом платье и большой соломенной шляпе с белыми перьями, стоящую на поляне лицом к зрителю. Правая рука приложена к щеке, левая протянута несколько вперёд. Позади — речной залив, на берегу — чахлое деревце».

Фонвизин Артур Владимирович
Картон, масло
47,5×36,5
Инв. № 19

Генерация картины «Женщина»
на основе описания из архива музея

«Картина изображает женщину в белом платье и большой соломенной шляпе с белыми перьями, стоящую на поляне лицом к зрителю. Правая рука приложена к щеке, левая протянута несколько вперёд. Позади — речной залив, на берегу — чахлое деревце».

Фонвизин Артур Владимирович
Картон, масло
47,5×36,5
Инв. № 19

В 2023 года в здании Воронежского дворца проходила выставка «Музей в годы войны», один из разделов которой рассказывал о навсегда утраченной коллекции Воронежского музея изобразительных искусств. В этом же году музей начал сотрудничество с digital-агентством Mosaic, представители которого предложили на основе описаний произведений из инвентарных книг с помощью нейросети Kandinsky «воссоздать» несколько утраченных картин. Работа над выставкой длилась более полугода. После «обучения» нейросети и получения генераций картин работы комментировались искусствоведами и «отправлялись на доработку».
В 2023 года в здании Воронежского дворца проходила выставка «Музей в годы войны», один из разделов которой рассказывал о навсегда утраченной коллекции Воронежского музея изобразительных искусств. В этом же году музей начал сотрудничество с digital-агентством Mosaic, представители которого предложили на основе описаний произведений из инвентарных книг с помощью нейросети Kandinsky «воссоздать» несколько утраченных картин. Работа над выставкой длилась более полугода. После «обучения» нейросети и получения генераций картин работы комментировались искусствоведами и «отправлялись на доработку».
Генерация картины «За штатом. Этюд»
на основе описания из архива музея

«С правой стороны изображена часть избы: видно одно окно и часть крытой соломой крыши. На скамье, стоящей около избы, сидят старик-священник и старуха в белом чепце с чулком в руках. Около избы — высокий куст, за ним видна колокольня церкви. С левой стороны на горизонте поле и над ним лиловые и розовые облака. Мелкие детали рисунка процарапаны.»


Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович

Генерация картины «За штатом. Этюд»
на основе описания из архива музея

«С правой стороны изображена часть избы: видно одно окно и часть крытой соломой крыши. На скамье, стоящей около избы, сидят старик-священник и старуха в белом чепце с чулком в руках. Около избы — высокий куст, за ним видна колокольня церкви. С левой стороны на горизонте поле и над ним лиловые и розовые облака. Мелкие детали рисунка процарапаны.»


Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович

На выставку было отобрано 14 наиболее успешных генераций. Образы полотен Роберта Фалька, Натальи Гончаровой, Александра Родченко, Василия Кандинского и других художников-авангардистов посетители смогут увидеть в своих смартфонах, наведя камеры на специальные QR-коды.

На выставку было отобрано 14 наиболее успешных генераций. Образы полотен Роберта Фалька, Натальи Гончаровой, Александра Родченко, Василия Кандинского и других художников-авангардистов посетители смогут увидеть в своих смартфонах, наведя камеры на специальные QR-коды.

Для широкого круга пользователей «Возрождённая коллекция» доступна в интерактивной 3D-галерее
Для широкого круга пользователей «Возрождённая коллекция» доступна в интерактивной 3D-галерее

Все материалы принадлежат их владельцам и представлены исключительно в ознакомительных целях.

Все материалы принадлежат их владельцам и представлены исключительно в ознакомительных целях.