30 произведений Ивана Шишкина из коллекции Русского музея увидят во Владивостоке
25 ноября в Приморской государственной картинной галерее (Владивосток) открылась выставка «Иван Шишкин». Масштабный международный проект представляет более 150 произведений крупнейшего отечественного пейзажиста из коллекций Русского музея, Музея искусств Республики Татарстан, Нижегородского государственного художественного музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Самарского областного художественного музея, других музеев России и Национального художественного музея Республики Беларусь.
Русский музей отправил на экспозицию 30 произведений живописи и графики Шишкина из своего собрания. На торжественной церемонии открытия выставки присутствовали начальник организационно-аналитического отдела по работе с государственными, муниципальными и иными учреждениями в сфере культуры министерства культуры и архивного дела Приморского края О.Н. Борисова, директор Приморской картинной галереи А.А. Даценко, куратор выставки А. Визиряка и представитель Русского музея ведущий научный сотрудник фонда живописи второй половины XIX - начала XX вв. С.В. Кривонденченков.
Работы из фондов Русского музея, вошедшие в экспозицию, относятся к различным периодам творчества Шишкина. Среди ранних произведений можно выделить «Вид в окрестностях Петербурга» (1856), написанный художником еще в начале обучения в Академии художеств, за которую совет Академии присудил Шишкину малую серебряную медаль. И пейзажи, написанные им во время путешествий на Валаам («Вид на острове Валааме. Местность Кукко» (1859 (60?))). Увлеченная атмосфера одного из таких творческих путешествий передана в этюде «И. И. Шишкин и А. В. Гине в мастерской на острове Валааме» (1860).
После окончания Академии художеств Шишкин в качестве пенсионера отправился в Швейцарию и Германию. За рубежом живописец старался отыскать пленэрные мотивы, напоминающие ему родную природу («Тевтобургский лес» (1865)).Главным результатом творческих поисков Шишкина в середине 1860-х стала картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он был удостоен звания академика. Этюд к ней (1864) можно увидеть на выставке.
Путешествие Шишкина способствовало приобретению профессиональных навыков и формированию обостренного восприятия национальных особенностей родной природы. Деревенский пейзаж и крестьянский быт пореформенной России занимают важное место в творчестве живописца («Деревенский двор» (конец 1860-х)).
Живописные произведения мастера почти не уступали по количеству и качеству художественных деталей его графическим работам. Например, камерный этюд «Сныть-трава. Парголово» (1884(5?)), в котором автор фиксирует будто случайно увиденное многообразие растительного мира.
Пейзажиста по праву называли художником-ученым. Скрупулезное отношение к передаче «малых» и «больших» природных форм – характерная черта шишкинских пейзажей. Безупречная точность присуща изображениям как южных ландшафтов («Из окрестностей Гурзуфа» (1879), так и северных («Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по Финляндской железной дороге» (1890)).
К наиболее значительным достижениям Шишкина принадлежит полотно «Ручей в березовом лесу» (1883), которое украшает постоянную экспозицию Михайловского дворца Русского музея, но на сей раз его смогут увидеть и во Владивостоке.
В поздний период творчества художник много времени уделял достоверному освещению в пейзаже («Освещенные солнцем задворки» (1880-1890-е)). В изобразительном языке мастера появились универсальные приемы, позволяющие убедительно передавать самые сложные состояния природы.
В формировании выставки приняли участие восемь учреждений культуры, являющиеся членами Ассоциации художественных музеев России.
Выставка проходит в рамках деятельности Ассоциации художественных музеев России и будет открыта до 10 марта 2024 года.