Алексей Чернышов — современный художник из Удмуртии, филигранно владеющий языком метафор и обобщений. Его произведениям свойственны образность, аллегоричность и интеллектуальная игра, они насыщены обилием цитат, отсылающих к классическим сюжетам и знаменитым произведениям искусства.
Ассамбляжи, инсталляции, графические и живописные работы художника опираются на архетипические образы — мифологические, библейские и общечеловеческие. Рядом с образами Богоматери и глубокомысленным «Помпейским триптихом» на выставке можно увидеть провокационного «Святого Малевича» с «черным квадратом в голове и звездным небом вокруг», а также поэтичные деревенские виды.
Алексей Чернышов родился в 1965 году в Можге. В 1980 году, после окончания восьми классов, он поступил в ПТУ №6 города Ижевска на специальность маляр по художественной отделке и параллельно получал образование в вечерней школе. В 1983–1985 годах Алексей служил в армии на Дальнем Востоке, после чего в 1986 году поступил на художественно-графический факультет Удмуртского государственного университета. Окончив его в 1992 году, он получил предложение остаться преподавателем на факультете на кафедре живописи, но уже в 1999 году прекратил эту деятельность, полностью сосредоточившись на творчестве.
Формалистическим поискам новых пластических решений в его работах сопутствует экзистенциальный поиск новых смыслов. Художник активно применяет найденные предметы (двери, замки, доски) и бытовой мусор (консервные банки, тряпки), «перерабатывая» их в произведения искусства: так, смытые пустые иконные доски, словно запертые на старый замок, превращаются в «Закрытые врата», дубленые кожи трансформируются в страницы своеобразной лицевой «Библии для кочевников», а выброшенные книги, старые игрушки и детская обувь становятся частью «Русской метафоры». В мастерской Алексея, словно в алхимической лаборатории, обычные и даже обыденные предметы и художественные материалы, совмещаясь с впечатлениями и жизненным опытом автора, преобразуются в предметы искусства. Истории, рассказанные Алексеем и его женой Ольгой, сопровождают избранные произведения в залах, представляя своеобразную «прямую речь художника». Эти живые размышления позволяют увидеть не только картины, но и двух прекрасных собеседников, замечательных рассказчиков, создающих свободную неформальную атмосферу. Экспликации с такими историями включены в экспозицию выставки.
В выставочном пространстве размещено более 50 произведений художника, созданных за последние 25 лет. Здесь без труда можно выделить две основные темы творчества Алексея Чернышова. Первая из них посвящена библейским образам, характеризующим концепцию художника «Небесное Земное», где ярко выражено стремление автора «привязать небо к земле», сделать образы иного мира близкими и интуитивно-родными. Вторая — это камерная тема домашнего уюта и деревенского быта, сочетающая меланхоличные и элегичные пейзажи с образами пылкого сердца деревенского дома — печки — и трогательным «Началом». При этом желание художника отразить трансцендентность бытия воплощается в глубокой созерцательности каждого образа.
Выставка «Образы и подобия. Алексей Чернышов. Живопись, графика, объекты» (6+) будет представлена в залах Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) с 4 сентября по 27 октября 2024 года.
Ассамбляжи, инсталляции, графические и живописные работы художника опираются на архетипические образы — мифологические, библейские и общечеловеческие. Рядом с образами Богоматери и глубокомысленным «Помпейским триптихом» на выставке можно увидеть провокационного «Святого Малевича» с «черным квадратом в голове и звездным небом вокруг», а также поэтичные деревенские виды.
Алексей Чернышов родился в 1965 году в Можге. В 1980 году, после окончания восьми классов, он поступил в ПТУ №6 города Ижевска на специальность маляр по художественной отделке и параллельно получал образование в вечерней школе. В 1983–1985 годах Алексей служил в армии на Дальнем Востоке, после чего в 1986 году поступил на художественно-графический факультет Удмуртского государственного университета. Окончив его в 1992 году, он получил предложение остаться преподавателем на факультете на кафедре живописи, но уже в 1999 году прекратил эту деятельность, полностью сосредоточившись на творчестве.
Формалистическим поискам новых пластических решений в его работах сопутствует экзистенциальный поиск новых смыслов. Художник активно применяет найденные предметы (двери, замки, доски) и бытовой мусор (консервные банки, тряпки), «перерабатывая» их в произведения искусства: так, смытые пустые иконные доски, словно запертые на старый замок, превращаются в «Закрытые врата», дубленые кожи трансформируются в страницы своеобразной лицевой «Библии для кочевников», а выброшенные книги, старые игрушки и детская обувь становятся частью «Русской метафоры». В мастерской Алексея, словно в алхимической лаборатории, обычные и даже обыденные предметы и художественные материалы, совмещаясь с впечатлениями и жизненным опытом автора, преобразуются в предметы искусства. Истории, рассказанные Алексеем и его женой Ольгой, сопровождают избранные произведения в залах, представляя своеобразную «прямую речь художника». Эти живые размышления позволяют увидеть не только картины, но и двух прекрасных собеседников, замечательных рассказчиков, создающих свободную неформальную атмосферу. Экспликации с такими историями включены в экспозицию выставки.
В выставочном пространстве размещено более 50 произведений художника, созданных за последние 25 лет. Здесь без труда можно выделить две основные темы творчества Алексея Чернышова. Первая из них посвящена библейским образам, характеризующим концепцию художника «Небесное Земное», где ярко выражено стремление автора «привязать небо к земле», сделать образы иного мира близкими и интуитивно-родными. Вторая — это камерная тема домашнего уюта и деревенского быта, сочетающая меланхоличные и элегичные пейзажи с образами пылкого сердца деревенского дома — печки — и трогательным «Началом». При этом желание художника отразить трансцендентность бытия воплощается в глубокой созерцательности каждого образа.
Выставка «Образы и подобия. Алексей Чернышов. Живопись, графика, объекты» (6+) будет представлена в залах Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) с 4 сентября по 27 октября 2024 года.