Новости Ассоциации

Русский музей представил в Калуге творчество великих портретистов

15 декабря в Калужском музее изобразительных искусств открылась выставка «Великие портретисты середины XVIII – начала XIX вв.» из собрания Русского музея. В ее составе 40 произведений, создающих полную картину развития жанра портрета в России в XVIII веке. Прославленные художники той эпохи Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский выдвинули русское искусство, и прежде всего, портретную живопись в один ряд с лучшими произведениями западноевропейских мастеров. Представлены также картины их менее известных современников Григория Кучина, Ивана Смирновского, Леонтия Миропольского.

Больше всего в составе выставки произведений Федора Рокотова – 13 полотен, среди которых известнейшие парные портреты Воронцовых (конец 1760-х), портреты неизвестного с орденом Александра Невского (1770-е), Анастасии Загряжской (конец 1760-х), великого князя Александра Павловича в детстве (начало 1780-х) и другие картины. Несколько особняком стоит «Портрет девочки» (1780-е) – редкое для художника изображение обнаженной модели.

Владимир Боровиковский представлен 11 работами. Среди них блестящий семейный портрет четы князей Лобановых-Ростовских с любимой собакой (1814), портреты А.П. Гагариной (1801), Д.П. Трощинского (между 1793 и 1796), которые нередко украшали зал Боровиковского в экспозиции Русского музея.

Третий великий портретист XVIII века, Дмитрий Левицкий представлен 6 портретами, среди которых выделяется портрет жены художника, Настасьи Левицкой (1780-е)

Среди работ самобытного русского живописца Алексея Антропова обращают на себя внимание портрет архиепископа Санкт-Петербургского и Шлиссельбургского, архимандрита Троицкого Александро-Невского монастыря Сильвестра Кулябки (1760) – великолепный образец иерархического портрета архиерея, – и портрет великого князя Петра Федоровича (1753) – будущего императора Петра III, правившего недолго.

Крепостной живописец Николай Аргунов, учившийся у своего отца, тоже крепостного Шереметевых, высоким мастерством не уступал воспитанникам Академии художеств, о чем свидетельствуют портреты Милорадовичей (1795) и братьев Варгиных (1814).

Дополняют картину художественной жизни России XVIII века работы Леонтия Миропольского («Портрет Д. Астафьевой с собачкой», не позднее 1786) и Григория Кучина («Портрет А.М. Протасовой», 1789). Иван Смирновский представлен портретом молодого человека в черном кафтане и напудренном парике (1790-е).

В рамках выставки разработана специальная просветительская программа для взрослых и детей, включающая экскурсии, лекции и интерактивные занятия, во время которых посетители узнают много нового и интересного о портретном жанре в целом и, в частности, о портретах великих русских мастеров XVIII-XIX веков.

Выставка проходит в рамках деятельности Ассоциации художественных музеев России и продлится до 14 апреля 2024 года.
Выставки