Новости Ассоциации

Русский музей представил масштабную выставку Архипа Куинджи в Саранске

1 декабря 2023 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (Саранск) открылась выставка Архипа Ивановича Куинджи. В составе экспозиции 40 произведений выдающегося мастера отечественного пейзажа 1870-х - 1900-х из коллекции Русского музея, представляющие и ранний этап творчества художника, и время расцвета его славы, и период его загадочного «затворничества».

Архип Куинджи не получил систематического художественного образования и вступил на тропу самостоятельного творчества чуть позже таких мастеров пейзажа, как Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Федор Васильев. Однако именно ему было суждено открыть новые художественные средства для выражения и передачи в живописи эффектов освещения.

Новаторство Куинджи и его смелые эксперименты в области цвета проявляются уже в ранних работах. На выставке представлены натурные этюды 1870-х: «Крыши. Зима» (1876), «Сосновый лес с речкой» (1878), «Березовая роща» (1879)). Подход мастера к этюдам был необычен: они становились подсобным материалом при работе над картинами, но при этом являлись самоценными произведениями. Ученик Куинджи Аркадий Рылов вспоминал слова учителя: «Картину следует писать «от себя», не связывая свободы творчества этюдами. Писать наизусть, на основании знаний, приобретенных в этюде». Найденные в этюдах и эскизах мотивы давали импульс к созданию масштабных картин.

В 1882-м Куинджи закрыл свою мастерскую: отныне туда имела доступ лишь его жена. Начался длившийся до конца жизни мастера период затворничества, когда в полной мере проявилось отношение Куинджи к искусству, его в высшей степени ответственный поход к творчеству. Публика больше не видела его картин, а самому художнику приходилось преследовать мошенников, которые сбывали подделки, выдаваемые за «нового Куинджи».

В 1886-м Куинджи приобрел в Крыму участок у моря, где создал десятки этюдов близкой ему по духу южной природы («Кипарисы на берегу моря. Крым» (1887), «Горный склон. Крым» (между 1885 и 1890), «Горная долина. Крым» (1890-е), Куинджи напряженно трудился: «Иногда облачко, которое не можешь сразу схватить, причиняет столько мук, что теряешь голову. И работаешь, добиваешься месяцами». О принципах работы мастера вспоминал его ученик Николай Рерих: «Указывают, что художник будто бы повторялся. Это неверно. По картинам можно проследить все искания Куинджи».

На рубеже веков художник часто писал горные пейзажи Кавказа («Казбек вечером», «Эльбрус», «Снежные вершины. Кавказ» (все – 1900-е)). Высокие нагорья увлекали мастера близостью к небу, давали ощущение единства мироздания. Он любил писать небо: с крыши петербургского дома, из специального «гнезда» на дереве в Крыму, наблюдая движение облаков в степи («Облако. Закат», 1890-е). А в 1898-м в Париже Куинджи даже рискнул подняться вместе с учениками на воздушном шаре.

В конце 1890-х - начале 1900-х Куинджи много работал над мотивом заката. Это была целая «сюита» произведений («Закат», 1900-10, «Закат над сосновым лесом», 1900-е). Одновременно с работами, в которых преобладает декоративное начало, мастер написал, например, картину «Ночное» (1905-08), построенное на совершенно ином живописном принципе. Это свидетельствует о том, что почти 70-летний Куинджи был еще полон творческих сил и замыслов, реализовать которые он не успел.

Выставка проходит в рамках Ассоциации художественных музеев России и продлится до 4 февраля 2024 года.