Новости Ассоциации

Русский музей представляет «Праздники по-русски» в Марий Эл

22 декабря в Национальной художественной галерее (г. Йошкар-Ола) открылась выставка «Праздники по-русски». В ее составе 95 произведений живописи, декоративно-прикладного и народного искусства из собрания Русского музея. В работах крупнейших мастеров отечественной живописи Ильи Репина, Григория Мясоедова, Константина Маковского, Андрея Рябушкина, Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского полно и широко раскрывается тема праздника в русском изобразительном искусстве XVIII – XX веков.

Праздники, а также сопровождавшие их обряды и обычаи, всегда исполняли роль главных хранителей духовного единства народов, их религии, истории. В русских праздниках сплелись христианство и язычество, крестьянская и городская культура, духовное и плотское. Меняясь с течением веков, они никогда не теряли неповторимое национальное своеобразие. Например, любой праздник в России издревле сопровождался застольем. На культуре праздничного стола сказались особенности русского характера – стремление к широте, искреннему веселью.

Народные праздники вошли в отечественную живопись во второй половине XVIII века. Работы художников того времени несли на себе различные влияния – от реализма «малых голландцев» до классицизма с его идеализацией изображаемого (Джон Аткинсон «Катание с гор на Неве», 1792).

Романтическая эпоха, для которой был характерен интерес к национальному, и сменившая ее эпоха позитивизма, отмеченная стремлением к точному историческому знанию, ввели праздники в круг излюбленных художниками тем (Дмитрий Осипов «Две девушки в день семика», 1857; Леонид Соломаткин «Ряженые», 1873). Многие мастера XIX столетия любовались внешней стороной изображаемых явлений, выступая в роли этнографов-бытописателей (Андрей Попов «Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге», 1853; Петр Грузинский «Масленица», 1889). Другие погружались в историю праздников и обрядов в России (Станислав Хлебовский «Ассамблея при Петре I», 1858; Константин Маковский «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», 1885-1886). Третьи, обращаясь к теме праздников, поднимали социальные вопросы (Алексей Корзухин «Канун Рождества», 1869; Илья Репин «Юбилейный обед», 1893).

Советская эпоха породила новый для России тип праздников. В них прежние религиозные чувства и традиции облеклись в иные идеологические и организационные формы. В советских демонстрациях и парадах, прежде всего, на 7 ноября и 1 мая, часто изображавшихся художниками, как бы соединились масленичная карнавальность и религиозность крестного хода с его иконами и хоругвями, превратившимися в портреты коммунистических вождей (Исаак Бродский «Демонстрация», 1930; Петр Бучкин «Всероссийский праздник труда 1 мая 1920 года», 1935).

Особое место среди праздников со временем занял День Победы. В нем торжество государственной мощи слилось с личным переживанием каждого советского человека, в чьей душе война с фашизмом оставила неизгладимый след (Глеб Савинов «День Победы», 1975).

В советской России, наряду с официальными, продолжали существовать и праздники, лишенные идеологического наполнения: Новый год, свадьбы, дни рождения (Василий Викулов «Елка на Дворцовой площади», 1939). Художники, обращавшиеся к этим темам, создавали работы, в которых акцентировали лирические стороны жизни, подчеркивали радость земного бытия (Ольга Богаевская «Гости. День рождения», 1960). Особенности советского застолья отразились в натюрмортах Аристарха Лентулова («Натюрморт “Праздничный стол”», 1939) и Юрия Васнецова («Праздничный стол», 1956-1961).

Своеобразие праздничной жизни ярко и эмоционально запечатлелось не только в картинах известных художников, но и в мелкой глиняной пластике Вятки, пасхальных яйцах, расписанных мастерами из Полховского Майдана, искусстве Гжели, палехских, мстерских и федоскинских шкатулках.

Выставка проходит в рамках деятельности Ассоциации художественных музеев России и продлится до 14 апреля 2024 года.